Кресло Aeron было названо одним из лучших товаров за последние сто
лет. Его выставляли в качестве музейного экспоната, показывали в фильмах
и приобретали для сотрудников огромного количества фирм. Учитывая это,
важно разобраться, чем обусловлена такая популярность этого изделия.
Над созданием представленной офисной мебели продолжительное время трудились дизайнеры Дон Чедвик и Билл Стампф. Их сотрудничество началось в 1977 году и растянулось на долгие десятилетия. В 1994 году они выпустили популярное кресло Aeron. Оно пользовалось высоким спросом, несмотря на довольно высокую стоимость (более 990 долларов США). К 2021 году было продано свыше 8 миллионов экземпляров.
Разработчики кресел: немного истории
Дизайнер
кресла Aeron Билл Стампф был рождён в США в 1936 году. Он окончил
университет в Иллинойсе и Висконсине. Обучился промышленному дизайну и
экологическому проектированию. Его сильной стороной являлось
продолжительное сотрудничество с хирургами-ортопедами и врачами,
специализирующимися на болезнях сердечно-сосудистой системы. Он изучал
то, как здоровье человека зависит от стула, на котором он сидит. Для
этого он даже покадрово рассматривал офисных сотрудников, их движения во
время работы.
Проведённые исследования показали, что большинство
людей каждый день проводят около 8-ми часов в некомфортных креслах. Их
движения ограничены, что негативно влияет на продуктивность работы. В
60-х годах во всех учебниках было написано, что в положении сидя человек
должен держать спину ровно, а обе ноги опустить на пол, согнув колени
под прямым углом. Изучение Билла позволило подтвердить, что этих
требований недостаточно. Кресла должны стимулировать движение, что
позволит равномерно распределить нагрузку по разным частям тела
человека. Так будет снижаться риск развития различных болезней.
Завершив
обучение, Билл Стампф стал директором по исследованиям в компании
Herman Miller, выпускающей мебель для офисов. В 1973 он основал
собственную фирму. Удивительным было то, что она получила финансовую
поддержку от Herman Miller. В ней он занимался проектированием
комфортного кресла. В 1976 году он представил Ergon. Это эргономичное
офисное кресло, которое должно было поддерживать тело пользователя в
разных положениях, независимо от того, будет он откидываться назад,
наклоняться либо сутулиться. Высоким спросом данная модель не
пользовалась.
Вторым разработчиком популярного компьютерного кресла Aeron является Дон Чедвик, 1936 года рождения. Он с детства любил
дизайн, что передалось ему от дедушки, который научил внука
использовать ремесленные инструменты. В середине 50-х годов он обучался в
университете Калифорнии. В нём он посещал лекции Рэя и Чарльза Имзы,
которые создали стул-ракушку. Именно они вдохновили его заниматься
разработкой офисной мебели. После обучения он устроился на работу в
архитектурное бюро. В 1964 году основал своё дизайнерское агентство.
Через 10 лет Чедвик устроился на работу в компанию Herman Miller. Он занимался разработкой модульного дивана, который состоял из множества отдельных кресел. Их можно было по-разному разъединять и соединять.
Оба дизайнера начали работать друг с другом в 1977 году, посчитав, что смогут создать что-то необычно. Они разработали офисную мебель BuroPlan, однако компания не запустила данный проект в производство.
Первые работы
Одним
из первых товаров, созданных партнёрами, был стул Equa. Он был оснащен
пятью ножками и продолговатыми подлокотниками. Выполнен из полиэфирной
смолы, отличался гибкостью. Изделие было предназначено для людей,
которые не могли долгое время сидеть без движений. Он стал лучшим
товаром десятилетия 80-х по версии журнала Time.
В это время компания также заинтересовалась производством мебели для пожилых людей, поэтому дизайнеры занялись изучением этого вопроса. Они выяснили, что в большинстве американских больниц используют модель La-Z-Boy, минусами которой было следующее:
· неудобно дотягиваться до рычагов, регулирующих наклон спинки;
· корпус имел виниловое покрытие, которое сохраняло влагу и тепло тела, из-за чего повышался риск развития болезней кожи.
Чтобы решить представленные проблемы, винил был заменён на дышащий текстиль, а рычаг вовсе убрали. Предпочтение отдали кнопке.
Рассматриваемые видоизменения отразились на модели Sarah, которая характеризовалась внушительным количеством достоинств. Несмотря на это, модель не продавалась, что преимущественно связано с отсутствием соответствующих магазинов. Из-за этого проект пришлось закрыть, что стало настоящим разочарованием для дизайнеров. Они даже временно покинули компанию.
Довольно быстро Herman Miller поняли, что упустили отличных дизайнеров, поэтому вскоре после их ухода попросили вернуться и разработать офисный стул. Партнёры были согласны на это, но только при одном условии. Все их идеи должны быть представлены непосредственно правлению. Ранее они демонстрировали их директору по дизайну, с которыми у них не совпадали взгляды. Чедвик и Стампф стремились создать изделие, не только красивое, но и решающее проблемы.
Уникальное кресло Aeron
Механизмы и дышащая ткань
В
1991 году дизайнеры начали работу над созданием кресла Aeron. Они
разделили между собой обязанности. Задачей Чедвика было создание
дышащего материала для сидения и спинки. Стампф же занимался
проектированием крепления. Дизайнеры стремились создать изделие, которое
бы превзошло всё то, что ранее производила компания. Было принято
убрать из изделия поролон, при этом, создать ткань, обеспечивающую
свободную циркуляцию воздуха.
Для создания представленного кресла
была привлечена сторонняя компания — Cascade Engineering. Её задачей
было литьё пластика под давлением. Дизайнеры вместе с сотрудниками этой
компании проводили различные эксперименты, благодаря которым удалось
создать сетчатый материал из полиэстера и пластика. Его вставляли в раму
либо натягивали на металлический каркас с целью изготовления спинки и
сидения кресла. Он характеризуется способностью пропускать воздух и
растягиваться, принимать форму сидящего человека. За счёт этого вес и
давление равномерно распределялись на все части тела.
Изучая работу офисных сотрудников, дизайнеры заметили, что они часто меняют положение. Некоторое время могут опрокидывается на спинку, затем сутулятся, после принимают позу полулёжа и т.д. Именно поэтому был создан механизм откидывания, с помощью которого кресло становилось подвижным.
Для изготовления основания был использован литой алюминий, который в дальнейшем почти полностью можно использовать для переработки. Каркас был изготовлен из формованного пластика.
Благодаря совместной работе, дизайнеры смогли создать уникальное кресло, в котором не было привычного поролона, ткани либо кожи. Несмотря на то, что в 90-х годах не было такой серьёзной проблемы с экологией, разработчики понимали, что необходимо получить максимум из небольшого количества материалов.
Дизайн
Первые прототипы
были изготовлены в 1991 и 1992 годах, но финальное решение было
представлено в 1993 году. Изготовленное кресло характеризовалось
способностью отражать человеческую форму, поэтому в нем отсутствовали
прямые линии. Как отмечал Чедвик, при тестировании данной модели в
фокус-группах реакция была неоднозначной. Многие были удивлены и
относились к этому скептично, тем не менее, их мнение менялась, как
только они садились в кресло.
Были проведены исследования, предназначенные для установки взаимосвязи между параметрами стульев и ростом человека. Стало известно, что один размер не может подходить всем, как считалось ранее. Учитывая это, модель изготавливалась в трёх версиях с целью охватить как можно больше потенциальных покупателей:
· А - для роста до 165 см и веса до 68 кг;
· B - для роста до 185 см и веса до 148 кг;
· C - для роста до 198 см и веса до 159 кг.
При заказе у покупателей была возможность персонально выбрать все характеристики, а именно: размер основания, механизм наклона, высота спинки и другое. Классическая модель продавалась в трёх расцветках: чёрный, серый графит и металлик.
Продажи
Реализацией
кресла Aeron занялись в 1994 году. Его стоимость превышала тысячу
долларов. В то время руководители с опаской относились к необычному
дизайну модели, но именно она преимущественно привлекала клиентов. Практически сразу после запуска, Aeron стал частью коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке. Он получил множество премий за лучший дизайн.
Представленная
модель относилась к представительскому классу. Её выбирали руководители
банков, компаний Кремниевой долины и т.д. Aeron стал символом высокого
статуса. Уже к 1996 году заказы превышали ожидания компании.
Практически все IT-компании стремились приобрести данное кресло. Обусловлено это тем, что оно заметно отличалось от того, что было в то время на рынке.
В
2000-х спрос на представленный товар заметно упал, так как многие
компании обанкротились. Фирма-производитель смогла пережить этот период
за счёт прибыли, полученной в 90-х. Кресло использовали знаменитости,
его показывали в фильмах и даже в мультфильмах, из-за чего
востребованность его сохранялась долгие годы.
В 2006-ом Билл Стампф умер в возрасте 80 лет. Тогда Чедвик занимался своими проектами, но и модернизировал Aeron. Спустя 10 лет была представлена обновлённая модель Remastered, отличительными чертами которой является следующее:
· усовершенствованный материал, улучшенный доступ к коже;
· поддержка поясницы в вертикальном и лежачем положении.
В 2021 году компания повторно обновила эту модель. Её особенностью стало использование пластика из океана. Сегодня приобрести данное кресло можно на официальном сайте компании-производителя либо у дистрибьюторов. Производитель обещает, что модель прослужит минимум 12 лет.
Aeron и без столь высокого спроса стал бы классикой, изменившей отрасль. Обусловлено это тем, что дизайнеры этого кресла одни из первых начали переходить на экологичные и более устойчивые материалы. К тому же, они применили функциональный подход к дизайну изделия. Заявили, что стул в первую очередь должен быть удобным и безопасным для здоровья, а не только красивым. Их примеру последовали и другие производители офисной мебели.